Проблема формирования личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями постоянно находится в сфере внимания ученых, педагогов, психологов. Численность детей с умственной отсталостью в России, в том числе Республике Бурятия непрерывно растет, а меры по их социальной адаптации остаются недостаточными и не всегда эффективными.
Наряду с обучением особое внимание уделяется вопросу адаптивного воспитания данной категории обучающихся, их нравственному становлению и развитию личности.
Адаптивное воспитание – сложный и многофакторный процесс, предусматривающий практико-преобразующую деятельность, направленную на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Целью адаптивного воспитания для обучающихся с нарушениями интеллекта является снижение зависимости подростка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Поиск путей и методов формирования социально компетентной личности обучающихся, лояльных к конструктивным социальным формам взаимодействия и, одновременно, устойчивых к негативным проявлениям социума – важная и перспективная задача адаптивного воспитания и коррекционной психологии. Личностная позиция обучающихся с нарушением интеллекта достаточно пластична в ситуациях группового взаимодействия, особенно если предъявляемое общественное мнение находится в сфере низкой личностной компетенции, поэтому имеет хорошую перспективу при правильной организации воспитательной среды.
На основе собственного практического опыта в области организации социально-воспитательной среды для обучающихся с нарушениями интеллекта творческим коллективом ГБПОУ «БРТПиПП» разработан проект «Современные практики в системе адаптивного воспитания и комплексной поддержки обучающихся с легкой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) в рамках профессионального обучения».
Целью проекта является разработка и внедрение инновационных практик в системе адаптивного воспитания и системы психолого-педагогической поддержки обучающихся с легкой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) в рамках профессионального обучения для успешной социализации и полноценной интеграции в общество.
Новизна проекта состоит в том, что для развития и воспитания личности обучающихся с легкой умственной отсталостью предложены инновационные практики по трем направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, психолого-педагогическое.
В рамках данных направлений предполагается реализация уникальных авторских дополнительных общеразвивающих программ «Спортивно-оздоровительная игра «Кендама», «Путешествие в страну Гэсэра», а также программа «Релакс-студия как средство комплексной психолого-педагогической поддержки обучающихся с легкой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) в рамках реализации адаптированных образовательных программ профессионального обучения», оснащенной специальной мебелью, оборудованием, инвентарем для оказания комплексной психолого-педагогической поддержки данной категории обучающихся. Проект дизайна студии разработан с учетом региональных национальных традиций, культурно-исторического развития Республики Бурятия. Реализация дополнительных программ и деятельность Релакс-студии предполагают использование здоровьесберегающих игровых, деятельностных, личностно-ориентированных технологий, тренингов, арт-практик, психогимнастик, уникальных методик и техник релаксаций соответствующих культурному, историческому развитию республики.
Творческим коллективом техникума разработаны дополнительные общеразвивающие программы «Спортивно-оздоровительная игра «Кендама», «Путешествие в страну Гэсэра», подготовлен и описан проект Релакс-студии на базе ГБПОУ «БРТПиПП». Предложенные адаптивные воспитательные практики, несомненно, будут реализованы в воспитательной работе техникума с обучающимися с легкой умственной отсталостью. При этом программы могут быть использованы по аналогии в практике любой образовательной организации региона, обучающих подростков с легкой умственной отсталостью и с некоторыми другими ограничениями здоровья.
В 2018 году ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности» стал победителем гранта в форме субсидии из федерального бюджета в рамках реализации мероприятия «Субсидии на выполнение мероприятий по поддержке инноваций в области развития и модернизации образования» основного мероприятия «Реализация механизмов оценки и обеспечения качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами» направления (подпрограммы) «Совершенствование управления системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Лот № 3: Воспитательные практики в культурном, историческом и экономическом контексте региона, проект «Современные практики в системе адаптивного воспитания и комплексной поддержки обучающихся с легкой умственной отсталостью (нарушением интеллекта) в рамках профессионального обучения» (Протокол заседания конкурсной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации №3 от 16 июля 2018 г.)
Ожидаемые эффекты от реализации гранта: обеспечение комфортности пребывания обучающихся с легкой умственной отсталостью в образовательном и воспитательном пространстве; исправление (доразвитие) психических и физических функций и познавательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью; повышение самостоятельности и автономии подростков с легкой умственной отсталостью; сформированность положительных личностных качеств подростков с легкой умственной отсталостью; профилактика депрессивных (стрессовых) состояний; снятие психоэмоционального напряжения; улучшение настроения; становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении обучающихся; повышение уровня социальной адаптации в процессе воспитания и профессионального обучения; рост показателей трудоустройства выпускников с легкой умственной отсталостью (на неполный/полный рабочий день); трансляция и тираживание проекта и его результатов.